Египетская мау

Цитата сообщения Девушка-кошка_Бастет Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет.


«О чудесная кошка, дарованная навеки.»
Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.

Египтяне на протяжении всей истории своего существования к животным относились с трепетным благоговением, почитая некоторых из них, как святыни. Кошки в древнем Египте в иерархии таких святынь занимали первые места.

Нигде кошка не почитается так, как в Египте. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям – таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.

В Древнем Египте существовал весьма значительный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как деву с кошачьей головой или в виде львицы. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды.

Этой богине посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». В её честь кошкам поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире.

Культ кошки появился в самый древний период египетской истории (вторая династия) и продолжался до 1 в до нэ. Религиозным центром поклонения был город Бубастис, где, по свидетельству греческого историка Геродота , находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Бастет. В главном святилище возвышалась огромная статуя богини.

Статуя богини Бастет (Баст) в храме Бубастиса

Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, сто тысяч жрецов собирались в храме в Бубастисе на большое поминовение
божественной кошки. Во время ежегодных весенних празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Там же разводили этих священных животных и именно там сохранилось большое количество мумий кошек.

Баст (Бастет)
Богиня-кошка. Богиня солнца, радости и веселья. Олицетворяла тепло. Считалась всевидящей и занимала место стража при боге солнца Ра. Воплощала женские и материнские качества: изящество, красоту и ласку…

Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, в правой руке у нее был музыкальный инструмент — систрум, а в левой — зеркало, а у её ног располагались четыре котёнка.

Так олицетворялась египтянами богиня плодородия.

Бастет (Баст), как правило, на изображениях была облачена в одеяние зеленого цвета. Традиционно связывалась с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества.

Баст была богиней огня, Луны, деторождения, плодородия, удовольствия, благожелательности, веселья, сексуальных обрядов, музыки, танца, защиты от болезней и злых духов, интуиции, врачевания, брака и всех животных (особенно кошек).

Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).

Согласно другим источникам в Египте кошка была связана и с Баст, и с Пашт (Луной). Пашт была темным аспектом Баст, Госпожой Востока, матерью всех кошек, женой бога Птаха. Хотя она считалась воплощением живительной энергии и нежного тепла Солнца, через своих священных кошек она была связана и с Луной.

Баст также была покровительницей детей и охранительницей урожая. В домах хранились ее статуэтки, отгонявшие злых духов.

Начало появления культа Бастет — Вторая Династия. Поклонялись до I в. н.э.

Генеалогия : Дочь и жена бога солнца Ra, жена Птаха, мать Махеса и Хенсу.

Иконография: Изображалась в виде женщины с головой кошки.

Атрибут: Музыкальный интрумент систр.

Священное животное — кошка, отражавшая проворство и силу богини.

Священными кошками самой Баст были кошки черной масти; изображение черной кошки помещали на своих домах египетские врачи, как символ своей профессии. Изображение кошки украшало систрум и, иногда, зеркало Хатор. Это животное представляло Луну.

Эта кошка олицетворяла божественность, недоступную простому смертному. Даже верховного бога солнца Ра называли «великим котом». Влияние освещения на размеры кошачьего зрачка ассоциировалось у древних египтян с движением солнечного бога на колеснице по небесным рекам. И горящие в темноте кошачьи глаза, согласно верованиям египтян, излучают дневной свет — свет огненной колесницы.

Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как «минт» и «миу». Транскрипция иероглифов «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

До нас дошли многочисленные рисунки и статуэтки, изображающие кошек. Восходящее солнце олицетворял жук скарабей, обязательно присутствовавший на груди у животных.

В гелиополисском святилище символом верховного бога была статуя кошки гигантских размеров, зрачки которой изменялись в зависимости от направления солнечных лучей. Статуя, выпускающая водную струю каждый час, служила и для определения времени. По легенде статуя кошки изображала животное, которое погибло в схватке со злым змеем Апопом.

Предположительно, одомашнивание кошки произошло в Египте в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где Египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа.

Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

В начале исторического периода, именуемого Средним Царством, Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Вот это и был звездный час кошки — истребителя грызунов.

Практическое значение кошки в Древнем Египте было так велико, что именно в этот период кошку в стали считать священным животным. Египтяне обожествляли кошек, видя в них существ, способных воплощать в себе образы конкретных богов. Облик огромного кота принимал великий бог солнца Ра, победивший Апопа, змея тьмы. Иногда Ра называли Великим Котом. Его поединок со змеей тьмы художники изображали так: одной лапой кот придавливает голову змея, а в другой держит нож.

Но подлинной богиней кошек стала львиноголовая Бастет.Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге «Эволюция символизма»: «Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью.

Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле…. И от сюда следовало, что солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могла тоже называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме. Кошка называлась по-египетски «мау», что значит зрячий, от глагола мау — видеть…. Луна как кошка была глазом солнца, ибо она отражает солнечный свет и потому, что глаз отображает изображение в своем зеркале».

Культ кошки достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.). Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила — стал местом паломничества. Главным центром египтян стал огромный некрополь близ храма. Здесь они хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и еду (например, мумифицированных мышей) для долгого путешествия в загробный мир. Недалеко от Бени-Хасана было обнаружено 180 тысяч мумий кошек. В знак траура скорбящие по кошкам люди обривали себе брови.

Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Бронзовые статуэтки кошек отличаются тончайшей моделировкой поверхности.

Мягкие контуры подчёркивают пластичность тела, изящный силуэт. Мастерски переданы естественность и грациозность зверя…

Сделанные с любовью, эти статуэтки изысканны и в то же время они сдержанно отстранёны, даже строги… как бы напоминая всем, что Бастет — это милостивая ипостась грозной львиноголовой богини Сохмет, дочери бога солнца Ра, поддерживающей Маат — вселенскую гармонию — и карающей тех, кто нарушает ее.

Фигурки кошек, как правило, богато украшались египтянами. У статуэток из Эрмитажа ожерелья на шее, скарабеи на темени и глаза инкрустированы золотом.

Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.

Египетские кошки обожествлялись. Для них строились роскошные храмы, их тела мумифицировали, к ним устремлялись тысячи паломников со всех концов страны.

Египетские кошки испокон веков были окружены мисти- ческим ореолом. Глаза их считались окнами в другой мир, и, благодаря их переменчивости, животные нередко сравнивались с Солнцем.

Египетские жрецы находили много аналогий между природой кошки и солнца. Прежде всего – это глаза Кошки.

Солнце поднимается, зрачки глаз кошки становятся меньше. Солнце клонится к вечеру, глаза кошки расширяются.

Когда Солнце скрылось, кошка смотрит на мир широкими зрачками, круглыми и светящимися. Глаза кошки – два уменьшенных солнца. Глаза кошки – волшебные окна в другие миры, в которых можно увидеть очень много.

Кошки – это гости мира мертвых в нашем, проявленном мире.

Считается, что в дом, где живут кошки, никогда не ступит нога вампира или другой темной сущности. Дело в том, что кошки видят их…

Нередко можно заметить «странности» поведения кошки, когда она вдруг замирает и пристально смотрит в какую-то точку. Так она общается с невидимым для нас миром.

В Бубастисе, главном центре культа Баст в Нижнем Египте, священные кошки жили во дворе храма. Ухаживать за ними считалось особой честью, это право передавалось от сына к отцу.

Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался.

За кошками внимательно наблюдали жрецы, стараясь не пропустить малейшего поданного ими знака… послания богини Баст, чтобы потом истолковать это сообщение.

Верующий, добивающийся помощи богини или желающий дать обет, обривал часть головы своего ребенка и относил настриг в храм. Волосы клали на чашу весов и уравновешивали серебром. Затем верующий дарил это серебро смотрителю священных кошек, который отрезал от рыб, служивших им кормом, соответствующую порцию и отдавал кошкам.

В семьях простых египтян кошек также почитали священными, их окружали заботой и вниманием.

Египтяне любили своих домашних кошек, которые изображались лежащими на коленях у хозяина или под его сиденьем. Плутарх описывает, как тщательно занимались египтяне разведением кошек, подбирая подходящие по характеру пары.

Священных кошек кормили молоком с хлебом, для них специально разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Сурово карался тот, кто покушался на жизнь кошек. Кошка охранялась законом и осмелившемуся поднять на нее руку, грозила смертная казнь.

Кошек называли «добрыми духами жилища». Этим грациозным животным люди повсюду уступали дорогу. Кошки в Египте первыми выносились из домов при пожарах, причём владельцы спасали их, нередко рискуя при этом собственной жизнью.

Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями.

После смерти кошек погребали по ритуалу, напоминающему погребение человека: хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось. Египтяне верили, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку.

Тело умершей кошки обворачивали льняной тканью, умащивали травами и мумифицировали, используя бальзам. Чтобы кошки не голодали в загробной жизни, вместе с ними в саркофаг уклады вались мумифицированные мыши и землеройки.
Кошки богачей заворачивались в цветное льняное полотно с замысловатыми узорами. На ее морду накладывалась маска с ушами, изготовленными из стеблей пальмовых листьев. Мумия помещалась в деревянный или плетенный из соломы ящик, иногда украшавшийся золотом, хрусталем или обсидианом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых гробах.

Самыми почитаемыми кошками были те, которые жили в храмах. Их похороны были иногда такими помпезными и дорогими, что для того их оплаты с населения взимались специальные пошлины.

Саркофаг с мумией и помещали в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. Траур длился семьдесят дней — время всей мумификации. Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь под видом статуэтки (или высеченного рисунка на гробах). Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

При раскопках в городе Бени-Хасана археологи обнаружили целое кошачье кладбище, на котором упокоилось сто восемьдесят тысяч кошек.

Однако, большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка).

Почитание кошки не заканчивалось на уровне семьи. Оно было всенародным. Государственные законы охраняли кошек как могли.

Например, строго- настрого было запрещено вывозить кошек за пределы страны. Наверное, египтяне хотели быть монополистами в области разведения кошек. 🙂 Однако запретный плод всегда сладок. И чем строже были законы, тем больше охотников находилось вывезти кошку из Египта. Для финикийцев это даже стало делом чести. Благодаря из желаю выбесить египтян кошки вскоре распространились по всему Средиземноморью.

Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее «святости», плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина.

Такая любовь к кошкам однажды обернулась против египтян. Зная о том, что ни один египтянин не сможет убить кошку, коварные персы использовали это в войне с Египтом. Они прикрылись кошками как щитами, благодаря чему и одержали победу.

Некоторые ученые утверждают, что еще до эпохи расцвета культуры Древнего Египта, существовала цивилизация, научные и технологические достижения которой превосходили даже современный уровень.

Однако, после того, как природные катаклизмы стерли с лица земли великую цивилизацию, от нее остались лишь легенды, мифы и предрассудки…
Возможно, многих, как и меня, интересует вопрос происхождения кошек. Откуда они пришли? Где их родина? Ответ на этот вопрос может быть здесь в наших воспоминаниях о прошлом…

…945 год до нашей эры. Небольшая ладья плывет по спокойному Нилу…

В лодке видны две фигуры в белом, они стоят рядом: зрелый мужчина, высокий, подтянутый. Одной рукой он держится за высокий нос лодки, положив вторую руку на плечо своего сына, совсем еще мальчика. Они медленно приближаются к великолепному городу.

«Отец, расскажи мне об этом городе и зачем мы и тысячи других людей плывут сюда?» — «Сын мой! Мы плывем в прекрасный город Бубастис — нашу столицу, на ежегодный праздник богини-кошки Баст… Мягкосердечная Баст известна своими чудесами врачевания. Ее почитают как веселую богиню исцеления, музыки, счастья и радости. Тысячи паломников спешат на праздник Бубасис. Огромный храм воздвигнут в ее честь, рядом с храмом водный канал, все улицы пересекаются у этого святого места. Я научу тебя молитве: «О, Баст, луноликая, могучая целительница, возлюбленная миллионами. Ясная в храме своем, раствори двери свои предо мною, освети душу мою светом своим, проникни глубоко в дух мой, исцели все мои недуги…» Ну, вот мы и приплыли, поспешим к храму».

Мальчик глубоко потрясен необыкновенным зрелищем, открывшимся ему. Великолепный храм сверкает на солнце, все любуются его белоснежными колоннами, прекрасными деталями.По всей округе разносятся смех и радостные возгласы. С песнями и хлопаньем паломницы поднимаются к храму, тряся своими трещотками — символом плодовитости.

Супругом богини в Бубастисе считался Атум, сыном – грозный Махес – бог бурь и ярости, почитавшийся в облике, опять же, льва. Богиня почиталась и в других значимых городах Нижнего Египта – прежде всего, в Мемфисе, где она отождествлялась с Сехмет, и в Иуну, где она была дочерью Атума — солнечного творца. Известно, что празднество богини-кошки проходило не только в Нижнем Египте, но и на юге — в Фивах и Эсне.

У главного входа — статуя богини-кошки, богини, обладавшей силой Солнца и Луны, приносящей умственное здоровье. Баст изображена в виде женщины с кошачьей головой, у ног которой расположились котята…

Кругом продают статуэтки кошек, а в храме обитает множество кошек. Для того, чтобы заботиться об их благосостоянии, организована почти военизированная каста жрецов. Слуги Баст занимают государственные посты.

В обязанности жрецов входят исцеление, отправление культов, мумификация умерших кошек. Жрецами могли быть как мужчины, так и женщины.

Одна из главных точек притяжения — колоссальный некрополь вблизи храма. Здесь хоронили забальзамированных умерших любимых кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и едой, которая, по мнению древних египтян, необходима в потустороннем мире.

Сам фараон присутствовал на церемониях в честь богини-кошки. Древнегреческий историк Геродот в V в. до н.э. посетил храм в Бубастисе, о котором он написал: «Нет храма настолько приятного для глаз, как этот в Бубатисе».

Самые первые упоминания о кошках мы находим в иероглифическом письме древних египтян. Львы и кошки уже имели свои символы с обозначением «миу» или «мау». Около 2,5 тысяч лет до н.э. в надписях пирамид V и VI династии фараонов встречаются символы, обозначающие кошек — это был расцвет их культа.

Культ кошек был настолько велик, что продолжался более 2 тысяч лет и был отменен только в 390 г. н.э. Каждый город Древнего Египта имел свой тотем, т.е. божество-охранителя.

Кошка имела несколько городов, где она почиталась превыше других богов. Да простят меня любители собак, но хотя собака и была одним из любимых животных египтян, ее никогда не считали божеством.

А египетский бог Анубис — проводник душ умерших — при детальном исследовании, имел все-таки голову шакала. Что же касается кошки, то именно она была и есть настоящим защитником человека от невидимых сил.

Древние египтяне, тибетцы, таитяне и др. народы прошлого, обладавшие мудростью и знанием, хорошо осознавали этот факт.

Любой, кто захочет заглянуть в историю Древнего Египта, сразу заметит особое внимание к животным из семейства кошачьих.

Древняя легенда гласит: «Сияя Ра (взошедшее Солнце) плыл на своем солнечном челне по небесам с востока на запад, следя за тем, чтобы избежать встречи со змеем Апопом (тьмой невежества), побежденным впоследствии дочерью Ра — кошачьей богиней Баст». Из всего вышесказанного следует, что в мышлении египтян, кошачьи боги, и, в частности, Баст, имели совершенно особое значение.

Египтяне смотрели на кошку не только как на любимое существо, а как на представительницу божества. И поэтому относились к ней с уважением и почтением…

…тогда то, что они от нее получали, имело иное качество, несло в себе больше чистоты и света, она становилась для них передатчиком божественных энергий.

При этом эти богини рассматривались в качестве хранителей местности, собственности, а резные статуэтки имели глубокое символическое значение. Греки называли эти скульптурные изображения «сфинксами». Именно так называли бессмертную кошку, появившуюся в 1966 году в штате Онтарио, в Канаде, за ее сходство с древнеегипетскими статуэтками и теми кошками, которые в те далекие времена «охраняли» пирамиды и фараонов.

Кошка, ассоциировавшаяся с женственностью и тайной, стала для египтян излюбленной обитательницей храмов и домов.

Кошка была так популярна у египтян, что среди населений побережья Нила были широко распространены теофорные имена, в которые включалось имя богини Бастет, например Падибаст – «Тот, кого дала Бастет», Ташенубаст – «Дочь Бастет», Нахтбастетру – «Сильна Бастет против них», Анхбастет – «Да живет Бастет».

Древнейшие изображения кошки в религиозном контексте (амулеты из кости или фаянса) были найдены в некрополе Бадари и датируются концом Древнего царства. Их ношение на теле обеспечивало постоянную защиту от любых опасностей…

Позже кошки появляются на т.н. магических жезлах эпохи Среднего царства, которые делались из кости гиппопотама и предназначались для защиты помещения и, особенно, беременной хозяйки дома. На их поверхности сохранились образы странных демонических существ, духов и животных, среди которых иногда появляется кошка – истребитель зла, персонифицированного в облике змей. В передних лапах кошка зачастую держит нож, предназначенный для отрезания голов врагов, так же, как и великий солнечный кот в Иуну.

На протяжении всей истории Египта фараонов кошка никогда не исчерпала своего символического образа защитника, порой также связанного с целительством…

Кошка в этих случаях изображается с некоторыми львиными чертами, что явно говорит о ее грозной роли и о том, что как мирная обитательница дома и всеобщая любимица уживалась в облике богини Бастет с яростной львиноголовой покровительницей царя, чье имя которой впервые было упомянуто на каменном сосуде из Саккары, сохранившем имя царя II династии Хетепсехмуи. Символическая связь между кошкой и ее грозным собратом – львом присутствует, спустя века, на ложных дверях в фиванских гробницах вельмож XVIII династии Кенамона и Аменемхета Сурера, которые охраняют симметрично изображенные над дверным «проемом» в иной мир кошки, стражи рубежа двух пространств. Эту роль в египетском искусстве чаще занимали именно львы или же гибридные существа с львиным телом – сфинксы.

Созвучие между словесным обозначением кошки (миит) и именем Маат – богини истины, возможно, привело к тому, что в ряде поздних бронзовых статуэток священных кошек изображение богини становится частью ожерелья животного, а ее священное перо – символом, по форме которого стилизовали тонкую шерсть внутри кошачьих ушей.
Изображения кошек часто встречаются на ритуальных предметах, связанных с различными ипостасями Хатхор, в частности – на систрах , где она предстает как воплощение гелиопольской богини Небетхетепет, связанной с сексуальной энергией бога-творца, трансформировавшейся в богиню. В этом контексте кошка явно предстает как символ плодовитости, сексуальности и привлекательности.

Связь между кошкой и львицей – двумя аспектами грозной и предсказуемой природы женского божества – всячески подчеркивалась.

Так, одна из статуэток изображает львиноголовую Сехмет сидящей на престоле и поставившей ноги на простертые фигуры пленных иноземцев, в то время как кошка Бастет уселась на их ноги. Детородные функции Бастет, часто окруженной котятами, и ее сексуальная сила были теми ключами, посредством которых богиня становилась умиротворенной и ласковой матерью царя, защитницей заблудившихся в ночи и, в целом, «обратной» стороной Сехмет, вторя словам знаменитого «Поучения Анхшешонка»:
«Когда мужчина пахнет миррой, жена перед ним – словно кошка. Когда мужчина в страдании – жена перед ним подобна львице».
Тот же Анхшешонк, вероятно, намекая на то, что характер кошки непредсказуем и ее трансформация в Сехмет очень быстра, напоминает:
«Не смейся над кошкой».

Существовавший в Египте культ кошек коснулся и других стран. Так, следы его влияния можно обнаружить в Галлии, в частности в Тулузе, где были найдены амулеты, статуэтки, музыкальные инструменты — систры — с изображением кошек (местные археологиче¬ские находки датируются скорее всего I в. до н.э.), и в Великобритании: в Бадбери, Гассед-же, Олл-Сейнтсе и Дэнбери археологи раскопали массовые захоронения кошек.

Египетские художники изобразили сотни кошек на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Девушки молили богов об исполнении желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.

Кошка — удивительное создание. Нет животного с более сложным характером и столь противоречивой и богатой историей. Сначала ей поклонялись как божеству, потом видели в ней слугу дьявола, а сейчас она снова идол.

По численности кошка вскоре станет самым популярным домашним животным на Земле.
Даже самая ленивая домашняя кошка — прирожденный охотник. «Я — кошка, которая гуляет сама по себе». Этими словами Киплинг обессмертил присущий кошке дух независимости. Пусть она живет в нашем доме, принимает наш образ жизни, но приручить себя позволила лишь на своих условиях. Да и была ли домашняя кошка по-настоящему приручена?

Египетская мау (мао) считается старейшей в природе естественной породой. Она имеет полное право считаться прямым потомком первых одомашненных кошек древнего Египта.

В Египте человека и кошку связывают давние узы. Ее почитали как богиню еще до того, как она стала домашней. Более тысячелетия она была национальным божеством. Поклонение кошкам уходит корнями в эпоху еще более далекую, чем времена сфинксов с их человеческой головой и туловищем льва.

P.S.: Так как я просто обожаю кошек и мне очень нравится все, что связано с культурой Древнего Египта, как одной из самых загадочных стран Древнего мира, решила, что в моем дневнике будет много кошек, разнообразных, на любой вкус и много египетской тематики. Так что не обессудьте, за некоторое однообразие тем… Но это пока… так как кошками и Египтом мои интересы не ограничиваются. Но, к сожалению, пока не на все желаемое хватает времени…

Статуэтка египетской кошки: что означает и стоит ли держать дома?

Любая статуэтка олицетворяет собой определенную символику, о которой следует знать до ее приобретения. Потому что, если человек ошибется с выбором нужного ему символизма, он может навлечь на себя гнев Вселенной.

Статуэтка кошки является волшебным талисманом, способный поглотить и уничтожить отрицательную энергию. Символ данного животного обеспечивает обретение уверенности у своего владельца и способствует росту возможностей у последнего стать, наконец, хозяином собственной судьбы. Ну, или не потерять эту власть. Статуэтка кошки в доме – это хозяйка, которая оберегает дом от дурных глаз.

Обращаясь к истории, можно проследить, что отношения между человеком и кошкой начались уже очень давно. Самыми первыми людьми, которые решили заняться одомашниванием кошек, были древние египтяне.

То есть историям этих отношений составляет более четырех тысяч лет. Однако согласно имеющимся поверьям, даже не Египет стал родиной кошек. Тем не менее, это уже домыслы, которые сложно проверить, поэтому будет отталкиваться именно от него, как от родины кошек и статуэток их олицетворяющих.

Для египтян кошка является таким же священным животным, как для жителей Индии корова. Они поклонялись кошкам, активно ухаживали за ними и кормили их самой лучшей едой, что есть в доме.

Обидеть или, не дай Бог, убить кошку считалось смертным грехом, наказанием за который были смерть и вечный гнев богини Бастет, которая как раз и выглядела, как женщина с кошачьей головой. Данная богиня покровительствовала женщинам. При этом самого главного у египтян Бога – Амон-Ра, в некоторых случаях изображали, как рыжего кота.

В Египет кошки попали из Нубии и очень понравились коренным жителям этой страны за свою грацию, красоту, силу и независимость. Некоторые даже делали кошачьи мумии и хоронили своих любимиц в специальных саркофагах. Подобное сохранилось в некоторых египетских музеях.

Однако в нашем случае, мы говорим не о мумиях, а именно о статуэтке египетской кошки. Определим какой смысл несут в себе такие статуэтки:

  1. Если египетская кошка — статуэтка не одна, а с котятами, то она олицетворяет собой материнство и плодовитость. Такие вещи идеально подойти тем, кто хочет зачать ребенка и тем, у кого уже есть дети. Кошка-мать будет защищать свою владелицу и помогать ей в рождении и воспитании детей.
  2. Кошка, сидящая прямо, грациозно выпрямив спину, принесет в дом счастье и добавит его обитателям житейской мудрости.
  3. Кошка с немесом (головной убор фараонов) или короной на голове олицетворяют собой силу, власть и защита. Такая кошка будет отводить от дома своих владельцев врагов и людей с дурными намерениями и глазом.
  4. Кошка сидящая прямо, обернув вокруг лап свой хвост, будет приносить в дом радость, счастье и ласку.
  5. Если кошка сидит на какой-либо жидкости или в компании со змеей, то согласно поверьям египтян, данная статуэтка предназначена для использования в каких-либо ритуалах.

В Древнем Египте даже создавались специальные сосуды для ритуалов, на которых как раз и изображались такие кошки. Назывались они канотами. Внешне они представляли собой сосуд, сверху которого сидела кошка. В некоторых вариациях были только кошачьи головы или вообще шакалы. В ходе проведения мумификации в такие каноты клали какие-либо органы мёртвого.

В египетских сувенирных лавках встречаются несколько видов статуэток. У некоторых из них грудь кошки украшается при помощи скарабея, который олицетворяет собой восход солнца, других как раз изображают со змеей. Некоторые считают, что первый вариант несет с собой добро, а второй зло, и покупать таких кошек нельзя, но это не просто заблуждение, а даже грубая ошибка.

Если углубиться в древнеегипетскую мифологию, то можно обнаружить, что симбиоз кошки и змеи – это одно из земных воплощений богини Мафдет, которая как раз-таки обеспечивает своему владельцу защиту от змей. Согласно другим поверьям – это воплощение Махеса, который смог одолеть земное зло, представленное змеем Апопом.

Приобретая египетскую кошку-статуэтку, нужно обращать внимание на подставку, на которую она водружена. Когда такая подставка является тонкой, то она является символом земли. То есть, речь идет о «хорошей», «доброй» кошке.

Если же подставка отличается своими размерами, то на ней находится, так называемая «надгробная» кошка, которая сидит на могильной плите или крышке саркофага. То есть покупка такой статуэтке равносильна покупке похоронного венка в качестве украшения дома.

Верить во все эти мифы и трактовки или нет – личное дело каждого. Но, на всякий случай, среди «армии» египетских кошек лучше все же держать одну, грудь которой украшает скарабей. Пусть именно она отвечает за благополучие и гармонию в доме. Зла такая статуэтка точно не принесет.

Пятна, много пятен! Пятна на шерсти, пятна на коже – основное визуальное отличие египетской мау от других пород. Среднего размера, утонченная и изысканная мау – само воплощение грации. Ее обожествляли, ей поклонялись, ее история покрыта мистической тайной, уходящей на много веков в древнюю историю Египта.

Согласно египетским писаниям, статуям и барельефам, связь с кошками и процесс одомашнивания кошачьих у египтян зародились около 5000 лет назад. Пятнистые кошки были изображены практически повсюду на стенах покоев фараонов, на гробницах, на текстиле, они были самыми почитаемыми спутниками царей. Собственно, слово «мау» переводится с египетского как «кошка».

Предположительно кошек впервые пригласили в дом и начали ценить за их способность держать грызунов подальше от запасов зерна и тем самым предотвращать голод, а также за их способность убивать змей. Однако позже египетские домашние кошки стали любимыми домашними компаньонами, а затем и священными животными, связанными с богами.

Свидетельства в виде изображений, картин и скульптур показывают, что пятнистые кошки существовали во времена египетского кошачьего культа, и некоторые считают, что предшественником породы мау был тот же самый кот, которому поклонялись древние египтяне.

Пятнистая кошка, чаще всего изображаемая в сценах на могилах, скорее всего, была потомком маленькой африканской дикой кошки Lybica Ocreata. Мумифицированные останки древних египетских кошек позволили ученым сравнить ДНК и сделать вывод, что современные египетские кошки мау ведут свою родословную от аборигенной породы, насчитывающей более 3000 лет.

Кошки в целом обожествлялись древними египтянами, и многие мумифицированные кошки, а также их игрушки и еда, которые были помещены в царские гробницы, были свидетельством их чувств к своим кошачьим друзьям и их твердой веры в роль кошек в загробной жизни.

Кошки связывались с божествами. Исторически доказано, что обе богини с кошачьей головой являются дочерьми бога солнца – Ра. Одной из них была Сехмет, олицетворявшая войну, гнев и месть, другая – Бастет, олицетворявшая дух плодородия, любви и радости. Бастет стала центральной фигурой поклонения в жизни египтян.

Правильный цвет глаз египетской мау

В начале 20-века, в период активного изучения наследия Египта, породой заинтересовалось множество любителей кошек. Ее даже пытались разводить, однако, в результате разрушающих последствий двух мировых войн, вся деятельность по возрождению породы свелась к нулю, а сама порода практически исчезла.

Современный египетский мау был обнаружен сосланной русской княгиней Натали Трубецкой в 1952 году, которая заметила кошку, у посла Египта в Италии (в других источниках посла Сирии в Италии). Трубецкую заинтересовал внешний вид животного и его уникальные физические особенности. Она привезла несколько кошек в США, зарегистрировала питомник и начала разводить их.

К 1968 году египетский мау добился признания на нескольких различных площадках, и в 1977 году завоевал статус чемпиона в Ассоциации любителей кошек (CFA), а затем был разработан и признан стандарт породы в TICA, а после – в других ассоциациях.

Описание породы

В период активной работы с породой, в связи с очень ограниченным генофондом, селекционерам позволялось вносить в породу как диких животных родом из Каира и Дели, так и кошачьих других пород. Благодаря их усилиям, египетские мау сегодня наслаждаются крепкой и здоровой жизнью, практически свободной от кардиомиопатии, астмы и ряда других проблем, которые преследуют аборигенных кошек.

Темперамент также был проблемой во многих ранних линиях разведения, однако, тщательная селекция способствовала значительному улучшению и этой черты мау.

Описание породы мау в различных ассоциациях трактуются с небольшими отличиями, но основной стандарт характерных черт породы единый.

Стандарт египетской мау

  • Тело: средней длины, грациозное, с хорошо развитой мускулатурой. Свободный кожный лоскут сбоку, протянут от живота до колена задней ноги. Он позволяет кошке делать очень широкий шаг, что обеспечивает ее высокой скоростью передвижения и отличной прыгучестью. У взрослых особей мужского пола мускулистые шея и плечи.
  • Голова: слегка закругленный клин без плоских поверхностей, средней длины. Ненаполненные щеки. Профиль имеет плавный контур, с небольшим подъемом от переносицы ко лбу. Ширина носа равномерная.
  • Уши: от среднего размера до большого, бдительные, широкие у основания и умеренно заостренные на кончиках, продолжают форму головы. Шерсть на ушах короткая и плотно прилегает. Внутреннее ухо нежное, почти прозрачное, раковина розовая. Могут быть с кисточками.
  • Глаза: большие, миндалевидной формы, с легким наклоном к ушам. Цвет глаз светло-зеленый. Другой цвет глаз считается дисквалифицирующим пороком. У котят учитывается возможность изменения цвета глаз: оттенок меняется на зеленоватый к восьми месяцам и полностью зеленый цвет глаз должен сформироваться к полутора годам.

ИНТЕРЕСНО! Многие эксперты на выставках кошек оценивают глаза и взгляд мау. Взгляд должен быть «удивленным», глаза, как будто распахнуты в изумлении. Такой взгляд считается еще одной отличительной особенностью породы, наряду с пятнистым окрасом.

  • Конечности и лапы: пропорциональны телу. Задние ноги пропорционально длиннее, что создает видимость стояния на цыпочках в вертикальном положении. Лапки маленькие и изящные, слегка овальные, почти круглой формы. Пять пальцев спереди и четыре сзади.
  • Шерсть: густая, плотная, блестящая, короткая, прилегающая к телу.
  • Окрас: серебро с пятнами, бронзовый с пятнами и дым с пятнами. Пятна контрастные, дублируются на коже. Черный окрас не используется в разведении.

ИНТЕРЕСНО! Одним из визуальных отличий породы египетская мау – является рисунок жука скарабея на голове. Рисунок выполнен из контрастных полосок, расположен на лбу и между ушей животного.

Здоровье

Заводчики старались обогатить генофонд мау с целью решения проблем здоровья и для улучшения качества жизни.
В случае египетского мау это следующие проблемы со здоровьем:

  • кардиомиопатия (болезнь сердца);
  • подвывих коленной чашечки;
  • дистония;
  • астма.

За исключением указанных заболеваний, мау считаются достаточно крепкими и здоровыми, при хорошем уходе могут прожить до 16 лет.

Важно! В некоторых линиях разведения единственно острой проблемой здоровья мау является склонность к аллергии. Мау могут быть настолько аллергичны, что выбирать питание, любые лакомства и даже лекарства необходимо с учетом данной особенности и с учетом консультации специалиста.

Характер египетской мау

Любителей кошек очаровывает внешний вид мау и ее необычный окрас, а затем уже они становятся поклонниками этой породы из-за темперамента, ума, характера. Кошки мау эмпаты – они очень хорошо чувствуют хозяев. Один из владельцев мау когда-то сказал своему заводчику: «вы можете указывать кошкам, что делать, обучать правилам поведения, но египетские мау экономят вам время – они просто читают ваши мысли».

Хотя мау не слишком разговорчивы, они дают знать хозяевам, если что-то не так, особенно если это что-то касается пищевых блюд. Их голоса обычно мелодичны и тихи. Во время разговора со своими спутниками – людьми мау виляют хвостами, ступают ногами и издают разнообразные звуки, которые любители называют хихиканьем.

Мау преданы людям, которые отдают им должное. Если вы покажете мау, что вам можно доверять, она окружит вас любовью и ответит преданностью. Они яростно преданные кошки, которые обычно не принимают незнакомцев. Мау не любят, когда их берут в руки незнакомые люди, могут проявить агрессию.

Мау, как и их предки, которых египтяне брали с собой на утиную охоту, очень любят приносить дичь (и все, что похоже на добычу). В действительности, они любят любую деятельность и игры, которые имитируют звероловство.

Видео о породе кошек египетская мау:

Любимым хозяевам мау частенько приносят дорогие подарки в виде мелких грызунов или птиц. Подарки могут как вручаться непосредственно, так и оставляться, например, на подушке хозяев или в их постели. Мау будет ждать реакции на подарки, ее следует похвалить, иначе кошка очень обидится, будет недоумевать.

Мау любят общение с людьми, любят внимание. Кошки этой породы сильно привязаны к человеку и сопровождают его повсюду. Мау любят всех членов семьи, а особенно любят детей, и готовы играть с ними круглосуточно. Они также хорошо ладят с другими домашними животными.

Фотографии египетской мау




Уход

Общий уход идентичен уходу за любой короткошерстной породой кошек.

Шерсть

Чтобы шерсть оставалась такой же шелковистой и блестящей достаточно вычесывать 2-3 раза в месяц. Но кошка не откажется от более частых проведений процедуры. Купать кошку следует лишь при сильном загрязнении шерсти, не чаще 2-3 раз в год. Египетские мау любят играть с водой, поэтому проблем с водными процедурами возникнуть не должно.

Питание

Некоторые представители породы могут быть аллергиками, поэтому смена питания нежелательна. Рекомендации по питанию можно получить у заводчика или у ветеринарного врача. Мау достаточно легко переедают и имеют склонность к ожирению. У кошек этой породы могут быть ярко выраженные вкусовые предпочтения в пище.

Активность, игры, выгул

Египетская мау очень энергичная, активная, она любит играть и гулять на свежем воздухе. Подвижные игры у этой породы почти всегда имитируют охоту. Мау любят быстро бегать и высоко прыгать.

ИНТЕРЕСНО! Благодаря наличию кожной складки от живота до бедра задней ноги, мау может очень быстро передвигаться. Скорость передвижения превышает 50 км/ч!

Карточка породы

Характеристики кошки Примечания
Общие сведения Пожалуй, древнейшая порода кошек Редкая порода, особенно в Европе, но довольно хорошо известна в Америке
Характер Живой, активный характер. Очень игривые кошки с сильным охотничьим инстинктом Такая подвижность обусловлена тем, что мау произошли от уличных кошек
Внешний вид Пятнистый окрас табби, зеленые глаза, характерный рисунок “скарабея” на лбу Встречаются три разновидности окраса: серебристый, бронзовый и дымчатый
Поведение дома Кошке нужны игрушки, а лучше игровой комплекс. Бывают гиперактивны и требуют много внимания

Быстро учатся, хорошо открывают шкафы и двери

Лучше не содержать вместе с мау грызунов
Уход Уход минимальный, достаточно иногда вычесывать шерсть и подстригать когти Мау любят прогулки на улице
Проблемы со здоровьем Особых проблем не отмечено

Как выбрать котенка

Еще в конце 20 века порода была очень редкой, в питомниках за котятами были очереди. Котенка можно было дожидаться по нескольку лет. Сейчас ситуация немного улучшилась. Развитие породы происходит одновременно во многих странах Америки, Европы и Азии. В России также есть питомники египетских мау.

При выборе котенка обязательно изучите документы, договор купли продажи, ваши обязанности как покупателя, условия допуска в разведение и прочие важные моменты.

В связи с редкостью породы котята египетской мау довольно дорогие. Стоимость котенка начинается от 40 тысяч рублей, окончательная цена зависит от класса питомца и его соответствия стандарту.

Питомники

Интересные факты о породе

  • Первичные зубы часто не выпадают до тех пор, пока не появятся постоянные зубы, поэтому у мау может быть два полных набора зубов. Это может привести к чувствительности при касании вокруг рта и обычно происходит от четырех до семи месяцев.
  • Период беременности мау длиннее, чем у большинства других пород. Котята могут родиться в любое время от 63 до 67 дней. Некоторые самки ходят 70 дней и без труда рожают здоровых котят.
  • Мау любят «трепать» предметы быта. Это может быть любая вещь, такая как домашняя обувь, носок, одежда, чашка на столе и т.д. Внезапно вещь становится врагом, которого нужно жестоко победить.
  • У мау тихий музыкальный голос, иногда они ходят по дому и издают различные звуки, то щебеча как птица, то хихикая. Обычно это происходит, когда у кошки хорошее настроение или она видит что-то особенно захватывающее, например, насекомое.

Авторы котоальманаха «Коты через века» alise84, dhyul, marinagra, archigenova, ekolovrat предлагают вашему вниманию выпуск, посвященный египетскому коту, и желают вам, друзья, приятного чтения! Котоальманах можно полистать
Путешествуя по странам и континентам, мы с вами видели, как любят кошек в Японии и в России, в Англии и во Франции, как вдохновляют кошачьи образы художников и поэтов всего мира. Однако нигде и никогда почитание кошек не было столь глубоким и безусловным, как в Древнем Египте. Почему египтяне обожествляли кошек и поклонялись им?
Религиозные воззрения древних египтян — это та сторона древнеегипетской истории, которая, похоже, больше всего интересует современного человека. Ментальность современной Европы выросла из верований и мировоззрения совсем других культур Древнего мира – с одной стороны, иудейской, с другой – греко-римской. Египетская же культура и ее основа, религиозное мировоззрение, – явление абсолютно уникальное.
Дикий кот. Фрагмент сцены охоты.
Гробница Небамун, Фивы, XVIII династия, ок. 1400-1350 гг. до н.э.
Сцена охоты на птиц, фрагмент.
Гробница Менны, Новое царство, XVIII династия, ок. 1400-1350 гг. до н.э.
Уникально оно, в том числе, и своим зооморфизмом. Обожествление сил природы, животных и растений достигло в Египте уровня, не сопоставимого ни с одной другой древней культурой. Яркие зооморфные образы, созданные египетскими художниками, поражают даже больше, чем демоны Шумера и Вавилона.
Удивительно и то, что художественная яркость и фантастичность образов египетских богов достигаются при использовании минимума фантастических средств, в отличие от тех же Шумера и Вавилона, и это одна из отличительных черт египетских верований.
Дикая кошка в зарослях папируса. Роспись из некрополя Бени-Хасан. Среднее царство, ок. 20 в.до н.э.
Вторая важная черта религиозной системы Древнего Египта – ее консервативность. Крайне медленное развитие государства, практически неизменный общественный уклад способствовали длительному сохранению древнейших культов.
В-третьих, говоря о религии Древнего Египта, нельзя не заметить, что она весьма символична, и ее символизм тесно связан с культом природы и естественных сил. Изучая древнеегипетские верования, мы постоянно сталкиваемся с одной стороны с отголосками далекого прошлого древних египтян, а с другой – с достаточно высоким уровнем абстракции, присущим религии общества, имеющего письменность, литературу и искусство.
Бронзовая голова кошки. XXV-XXX династии, 716-311 гг. до н.э.
Географическая среда, в которой жили египтяне, фауна, игравшая многообразную роль в их жизни, были существенным фактором возникновения конкретных форм египетского тотемизма и его последующего превращения в культ животных. Так, например, скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота: во времена Первой династии существовал культ быка Аписа. Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека, который возникал в местах, изобилующих этими животными.
И наконец, очень широко был распространен культ кошки. Древний Египет являлся преимущественно аграрной страной, а к тому времени человек научился выращивать достаточно зерна, чтобы запасать его впрок. Крысы и мыши наносили большой урон запасам зерна, а кошки, уничтожая грызунов, помогали сберечь урожай. Кроме того, кошки устраняли такую смертельную опасность, как заползающие в жилища ядовитые змеи.
Голова кошки. XXVI-XXXI династии, 666–44 г. до н.э.
Голова богини Баст. XXVI династиия. Ок. 600 г. до н.э.
Кот считался у египтян одним из воплощений бога Солнца Ра — одного из важнейших богов египетского пантеона. В знаменитой 17-й главе «Книги мертвых», Ра выступает как «великий кот»: он сражается со змеем Ими-Ухенеф. В надписях из гробниц царей XIX и XX династий восхваляется царственный Ра и приводится следующая поэтическая устойчивая формула: «Ты — великий кот, мститель богов».
Рисунок на папирусе из 17-й главы «Книги мертвых». Солнечный бог Ра убивает змея Ими-Ухенеф под деревом ишед — священной сикиморой Гелиополя.
Культ кошек сложился в древний период египетской истории (Вторая династия, около 2 800 лет до н.э.) и продолжался до 1 века до н.э. Древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии (14 в. до н. э): сохранился кошачий саркофаг, сооруженный по приказу верховного жреца Мемфиса. Около 2 500 лет до н.э. в надписях пирамид V и VI династий встречаются символы, обозначающие кошек.
Бронзовая статуя Баст. XXI-XXIII династии, ок. 1069-702 гг. до н. э.
Бронзовая фигура богини Баст. Эпоха Птолемеев, ок. 311-30 гг. до н. э.
Религиозным центром поклонения кошкам был город Пер-Бастет (греки называли его Бубастис) на востоке дельты Нила, где, по свидетельству греческого историка Геродота, находился прекрасный храм, посвящённый богине Баст, дочери бога Солнца Ра и богини Луны Хатхор.
Баст или Бастет — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, защиты от заразных болезней и злых духов. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, Баст изображали в виде львицы, позднее — в виде женщины с кошачьей головой. Считается также, что Баст имеет два воплощения: женщина с кошачьей головой — добрая сущность, с львиной — агрессивная.
Бронзовая статуя Баст. 600-300 гг. до н.э.
Атрибутом Баст был музыкальный инструмент систр — трещотка, состоящая из рамки с металлическими подвижными стержнями. Часто котоголовая богиня изображается с систром в руках, а у её ног играют четыре котёнка. Расцвет культа Баст (и культа кошек) относится к XXII династии Бубастидов (10 — 8 века до н. э), когда фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл Пер-Бастет до статуса столицы.
Львиноподобная богиня Бастет-Уаджит
В главном святилище города возвышалась огромная статуя богини. Во время ежегодных весенних праздников статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Люди со всех уголков Египта стекались к месту паломничества, даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Баст. Хотя приведённую Геродотом цифру в 700 тысяч празднующих историки считают преувеличенной, празднество, вероятно, было очень значительным. Даже в самых маленьких деревнях имелся храм Баст, в котором жила священная кошка.
Саркофаг Та-миу, кошки принца Тутмоса. Известняк, высота 64 см
14 в. до н.э. Новое церство, XVIII династия, правление Аменхотепа III.
Священными кошками самой Баст были животные черной масти; изображение черной кошки помещали на своих домах египетские врачи, как символ профессии.
Баст, защитнице дома, семьи, женщин и детей, посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни».
Кошачьи мумии. Египетский музей, Турин
При храме Баст в Бубастисе разводили священных кошек, и именно там сохранилось наибольшее количество кошачьих мумий. Животных приносили в жертву богине, их тела мумифицировали и продавали паломникам как реликвии. Только жрецы могли приносить в жертву кошек! Остальным египтянам грозила за это смертная казнь. Паломники покупали мумии кошек и преподносили их жрецам и жрицам Баст, которые погребали их в специальных камерах. По всей видимости, в загробном мире кошки должны были передать богине просьбы паломников — об удачном браке, о рождении ребенка, выздоровлении родственника.
Кошачьи саркофаги. Египетский музей, Турин
Статуэтки и «кошачьи» амулеты должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.
Аметистовый амулет эпохи Птолемеев, 311-44 вв. до н.э.
Кошки жили при храмах, их кормили самой лучшей пищей, специально для них разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Кошкам служили особые жрецы, уход за ними считался почетным делом, переходящим от отца к сыну. Жрецы ждали, когда богиня через посредничество кошек что-то сообщит им, чтобы потом истолковать это сообщение. По состоянию значков кошки и ее движениям жрецы предсказывали погоду, разливы Нила, виды на будущий урожай. Паломник, добивающийся помощи богини или желающий дать обет, приносил в храм свои остраженные волосы или волосы своего ребенка. Волосы, которые высоко ценились в Египте, клали на чашу весов и уравновешивали серебром. Верующий жертвовал серебро смотрителю священных кошек, который отрезал для них порцию рыбы.
После того, как в 380 году христианство стало официальной религией Римской империи, в которую тогда входил и Египет, культ Баст, а вместе с ним и культ кошек, был запрещён императорским указом. Хотя кошки остались для египтян любимыми домашними животными, они перестали быть объектами поклонения в храмах.
Покинем храм богини Баст и посмотрим, как относились египтяне к кошкам в повседневной жизни.
В Египет кошки были завезены как военный трофей из Нубии вместе с золотом, рабами и слоновой костью. Принято считать, что они была впервые приручены именно в Древнем Египте в течение 3-го тысячелетия до н.э: на росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 гг. до н. э.) кошки изображены с ошейниками, что свидетельствует об их одомашнивании. Первые иероглифические знаки, обозначающие слова «кот» и «кошка», датируются примерно 2300 годом до н. э. и читаются как «минт» и «миу» ( по другой версии, «мант» и «мау»).
Кошка с котятами. 630 г. до н.э. или ранее
Египетские кошки были не только священными животными богини Баст, но и любимыми членами семьи. Тому, кого уличали в убийстве кошки, карой была смертная казнь. Возницу, случайно задавившего кошку, насмерть забивали камнями. Греческий историк Диодор Сицилийский описал увиденную им сцену, произошедшую в 60 году до н. э.: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки законам царя Птолемея XII, египетский солдат убил возчика. «Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно.»
Эдвин Лонг. Посвящение Баст. 1888
Кошек окружали заботой и вниманием. На улице люди почтительно уступали кошкам дорогу. При пожаре египтянин был обязан сначала вынести из дома кошку и лишь после этого тушить огонь. Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Похороны кошки проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя об утрате, брили головы и сбривали брови в знак траура. Траур длился семьдесят дней — время полной мумификации. Тело кошки бальзамировали, на ее морду накладывалась маска с ушками. Провожая кошку в загробный мир, рядом клали мышь, чтобы ей было чем развлечься и питаться в иной жизни. Мумию зашивали в льняной саван, заключали в саркофаг и хоронили в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. Археологи до сих пор находят кошачьи некрополи с десятками тысяч захоронений, в музеях хранятся тысячи кошачьих мумий и саркофагов. Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь в виде статуэтки или изображения на саркофаге. Многочисленные фигурки кошек можно увидеть на вазах, драгоценностях и посуде, найденных в гробницах.
Джон Рейнхард Вегелин. Похороны египетского кота.1886
Кошка была для египтян символом вечности, потому что во сне она лежит, свернувшись так, что голова и хвост соприкасаются. Влияние освещения на размеры кошачьего зрачка ассоциировалось у древних египтян с движением Бога Солнца на колеснице по небесным рекам. Горящие в темноте кошачьи глаза, согласно верованиям египтян, излучают дневной свет — свет огненной колесницы. Символичным считалось и то, то кошка за свою жизнь рожает 28 котят — число дней в лунном месяце. Изображение кошки, окруженной котятами, служило амулетом для молодоженов, желающих завести много детей.
Эрвинг Лонг. Боги и их творцы. 1878
Бернар Брие в книге «Дикие кошки» пишет о том, что поклонение кошке в Египте в 525 г . до н.э. имело ужасные последствия. Предание гласит, что персидский царь Камбиз решил захватить долину Нила. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города Пелусия. Камбизу пришла в голову оригинальная мысль: по его приказу каждый солдат укрепил на груди живую кошку так, чтобы она хорошо была видна. Армия двинулась вперед, защищенная живыми щитами. Египтяне побоялись ранить или убить священных животных и сдались. Камбиз завоевал Египет и основал 27-ю династию.
Экспорт кошек был в Древнем Египте запрещен, но финикийские контрабандисты вывозили животных и продавали их в странах Средиземноморья.
Фрагмент стеллы. XVIII династия, ок. 1450 г. до н.э.
Кошка, поедающая рыбу. Копия настенной росписи в гробнице.
Остракон (черепок египетского сосуда) с росписью «Кот и мышь»
«О, чудесная кошка, дарованная навеки» гласит надпись на древнеегипетском обелиске в Небре. Искусство Древнего Египта подарило нам чудесные образы кошек, которые и сегодня поражают реалистичностью и величием, точностью деталей и обобщением. Египетские котопортреты — это мастерские изображения не просто животных, но высших существ, посредников между человеком и божеством.
Фигура кошки из Мемфиса. Среднее царство, XII династия, ок. 1981–1802 гг. до н.э.
Фильм «Кошки Египта: от божества до убожества» (Бельгия, 2004 г.).
Цивилизация Древнего Египта внесла огромный вклад в развитие мировой культуры и искусства. Это связано с тем, что египетское искусство строго следовало определенной традиции и создало характерные и запоминающиеся образы: пирамиды, обелиски, сфинксы, крылатые диски, мумии, саркофаги, скульптуры, иероглифы, стилизованные рисунки. Для европейской архитектуры и искусства обращение к наследию древней цивилизации было столь же важным, как и усвоение элементов античной культуры. Более того, Греция и Рим, опиравшиеся на древнеегипетскую культуру, стали посредниками для европейского восприятия Древнего Египта. Начиная с XVI в. в атмосфере увлечения античностью рос интерес и к Египту.
Бронзовый кот. XXVI династия, ок. 600 года до н.э.
В целом можно сказать, что «египетский стиль» формируют три важнейших источника: археологический, художественныйе и эзотерический, где Древний Египет предстает носителем универсального, тайного знания.
Первая волна европейской «египтомании», как ни странно, связана с античной Грецией, в которой Египет, в отличие от враждебной Персии, воспринимался как далекая страна мудрости и тайных знаний.
После походов Александра Македонского многие черты египетского искусства проникают в греческое, а оно уже передает их в своей интерпретации культуре Римской империи. Так, например, обелиски, возводимые в Египте парами перед входом в храмы и изначально связанные с солнечным культом, в Риме становятся памятниками воинской доблести римских цезарей и частью языка римской классической архитектуры и декора.
Статуя кота. XXVI династия, 663-525 гг. до н.э.
После падения Рима образ Египта у средневековых европейцев связывается в основном с библейскими текстами, но как только наступает Новое время, в искусстве снова появляются египетские мотивы.
Например, во Франции в эпоху Людовика XVI возникла живописная фаза рококо, для которой характерно использование египетских элементов в неегипетской манере. Элементы египетского декора присутствуют во внутреннем убранстве (покои королевы Марии Антуанетты в Версале и Фонтенбло) и мебели. Зал папирусов и Галерея ковров в Ватикане стали примером таких же тенденций в Италии, которые позднее обнаруживаются в Англии и Германии. В конце XVIII в. египетские темы и формы уже широко присутствовали в искусстве и архитектуре и даже стали объектом исследования (Катремер де Кьянси, «Какой была архитектура египтян, и что греки у нее позаимствовали», 1785).
Фонтан дю Пальмер. Париж, 1806
Нельзя забывать и о том, что египетскую символику широко использовали различные масонские ложи.
Французская революция 1789 года принесла новое отношение к египетской символике. Она должна была заменить старую, христианскую. Обелиск и пирамида стали одними из самых распространенных архитектурных сооружений.
Стратегический и научный интерес Наполеона к Египту, участие в египетском походе (1798-1799), археологической экспедиции под руководством Д.- В. Денона и издание «Описания Египта» (1802) определили особое внимание эпохи к культуре Египта.
В этот период наряду с римскими цитатами, египетские мотивы используются в архитектуре, декоре, живописи, скульптуре, в оформлении интерьеров, малых архитектурных формах. В украшении мебели повсеместно встречаются изображения сфинксов, пирамиды, пилоны, лотосы и иероглифы. Во Франции египетские мотивы стали частью патриотической символики. Они использовались при строительстве объектов для прославления Бонапарта (Париж «Фонтан Феллаха», «Фонтан Победы», «Фонтан Мира»). Уникальным примером «египтомании» является заказанный Наполеоном севрский «Египетский сервиз».
Научный интерес к Египту должен был укрепить государственную идеологию, показав Францию преемницей древнейших цивилизаций и великих империй прошлого. «Египтомания» эпохи Империи подтолкнула Францию к формированию египтологии как науки о древностях, важнейшей вехой которой стало эпохальное открытие Шампольона – дешифровка иероглифов (1822).
Древнеегипетская статуя кота
Теодор Дек, Франция. Керамический кот в египетском стиле. Конец 19 в.
Следующий период «египтомании» приходится на эпоху модерна. В этот время египетский стиль применяется в строительстве самых разных по назначению зданий, Строгие монументальные формы используются во всех областях архитектуры и интерьера, египетские цитаты придают постройкам и интерьерам оригинальность и красочность. Примером внесения египетских элементов в стиль «модерн» могут служить Египетские павильоны на Парижских выставках 1889 и 1900 гг. Сфрормировался стиль, названный «Ретурн д’ Эжипт» (Возвращение Египта). Интересно, что он широко использует мотивы африканского искусства. Для модерна Египет — не обломок Римской империи, а загадочная и экзотическая африканская страна.
Древнеегипетская статуя кота
Подставка для книг в стиле арт-деко, 1920-30-е гг.
Последний всплеск «егоптомании» связан с открытием гробницы фараона Тутанхамона в 1922 году. Интерес к раскопкам в Египте был во многом инспирирован и далекими от искусства факторами. Египет обрел независимость, Османская империя распалась на множество государств, Восток перестал восприниматься как нечто культурномонолитное. Во-вторых, большую роль в «египтомании», да и в увлечении Востоком в целом, сыграли «Русские сезоны» в Париже с их ориенталистскими балетами. В-третьих, сама по себе ситуация межвоенной Европы заставляла искать опору в чем-то древнем и неизменяемом. Ну и наконец, приближалось то время, которое в 1932 году будет охарактеризовано фразой «Что же дальше, маленький человек». В Европе становилось холодно, хотелось спрятаться в Египет, в Китай, как Пуччини в его последней опере «Турандот», в «бананово-лимонный Сингапур». Именно поэтому египетский стиль прочно укоренился в арт-деко, использовался в мебели, ювелирных украшениях, в одежде, отразился на искусстве книжной иллюстрации и театральных декорациях. В моде были геометрические стрижки, напоминющие египетские парики, подведенные глаза, худоба, смуглый цвет кожи. Модницы даже принимали ванны с йодом, чтобы жемчуга на темной коже выглядели особенно шикарно.
Древнеегипетская статуя кота
Бывшая табачная фабрика Каррерас в стиле арт-деко, Лондон, 1920-е гг.
Не обошла египтомания и Россию. Россия познакомилась с Египтом через культуры-посредницы: византийскую (вплоть до конца XVII в.) и европейскую (начиная с Петровской эпохи), а затем выработала собственную интерпретацию египетского стиля.
Древнеегипетская статуя кота, XXVI династия, 664-525 гг. до н.э.
Сфинксы в саду Горного института в Санкт-Петербурге, 1810-е гг.
Сведения о Древнем Египте попали на Русь вместе с принятием христианства и появлением письменности. Они содержались в Библии, агиографической литературе, апокрифах, средневековом романе «Александрия», «хождениях» — средневековом жанре паломнической литературы. Источником служили также сочинения античных историков (Геродота, Иосифа Флавия, Плутарха) и византийские хроники.
Древнеегипетская статуя кота, XXVI династия ок. 664 — 525 гг. до н.э.
Вьездные чугунные ворота усадьбы «Кузьминки» в Москве, середина 19 в.
Первые объекты, в которых встречаются египетские формы и мотивы, появляются в русском искусстве в петровскую эпоху, в русле общего усвоения европейского художественного опыта. Превращение России в империю и возведение Петербурга вызвало подлинный всплеск в развитии архитектуры. Именно тогда в ней и появляются элементы, восходящие к египетской архитектуре: пирамиды и обелиски. Одна из первых пирамид, построенных в России, — это фонтан в первой императорской загородной резиденции Петергофе (арх. Н. Микетти, 1721).
Древнеегипетская статуя кота. Эпоха Птолемеев, 311–30 гг. до н.э.
Египетский мостик в Санкт-Петербурге, 1826
Распространению элементов египетской культуры и появлению стилизаций чрезвычайно способствовало русское масонство. В масонской символике важное место занимала пара Осирис и Исида, изображение и описание которых становится особенно частым. Египетские элементы стали появляться в декоре зданий наряду с масонскими символами.
Создание Академии художеств (1757) поставило изучение истории искусства и архитектуры на серьезную основу. Для процесса обучения в Россию доставляются копии произведений античности, в том числе сделанные с египетских подлинников. Появляются фигуры сфинксов, которые в последние десятилетия XVIII в. стали
устанавливаться в Петербурге и пригородах. Сфинксы предстают мифическими существами женского рода, а не мужского, как это было в Древнем Египте. Одни из первых в России фигуры сфинксов появились перед Строгановским дворцом на Полюстровской набережной (1794-1796, арх. А. Н. Воронихин) и перед загородной дачей князя А. А. Безбородко.
Древнеегипетская статуя кота, ХXVI династия, 663-525 гг. до н.э.
Египетский сфинкс, перевезенный в Петербург в 1839 году
Пирамида, строившаяся в древности как гробница фараона, превращается в Европе XVIII в., а затем и в России, в элемент садово-парковой архитектуры, осмысленный как Храм Хроноса – времени и вечности. Египетская тематика используется в русле общих тенденций эпохи при оформлении усадеб (Египетский вестибюль в Архангельском). В Останкинском дворце графа Шереметева «египетские фигуры» украшают портал «Голубого зала», а «Египетский павильон» (арх. В. Бренна) украшают сфинксы.
Обелиски по европейской традиции стали возводиться в честь военных побед и выдающихся полководцев. Кагульский обелиск (1771-1772 арх. А. Ринальди) был первым памятником воинской славы в Царском Селе. По проекту арх. В. Бренны на Марсовом поле был возведен обелиск «Румянцева победам» (1799).
Одна из шестисот кошачьих статуй, найденных в храме Баст в Александрии.
В эпоху модерна возникает качественно новое использование основных египетских символов, основанное на развитии египтологии. Философия В. Соловьева оказала решающее влияние на широкое использование в живописи египетских символов, в первую очередь образа пирамиды.
В мистическом видении, явившемуся ему в Египте, Соловьев увидел божественную основу мира, что затем широко отразились в поэзии (лирика К. Бальмонта, В. Брюсова, Д. Мережковского, З. Гиппиус, М. Кузмина, И. Бунина).
К мировоззрению древних египтян и их искусству проявил пристальный интерес и религиозный философ и писатель В. Розанов (1856-1919). Его позиция во многом противоположна концепции В. Соловьева. Религия египтян предстает в его изложении живой, полнокровной, побеждающей смерть. Розанов пытался понять глубину содержания традиционных для египетской культуры символов и образов (иероглифов, Исиды, Осириса, скарабея, пирамиды, лотоса и др.).
Древнеегипетская терракотовая статуэтка кошки.
Эпоха Птолемеев, 305-30 гг. до н.э.
Одной из примет российской «египтомании» стало возвращение к образу Клеопатры после «Египетских ночей» Пушкина. Было ли это предчувствием распада империи (а ведь судьба Клеопатры — это еще и иллюстрация к триумфу и трагедии Рима), или нет, мы достоверно сказать не можем, но мотив судьбы Клеопатры в эпоху русского модерна получил дальнейшее развитие и новую интерпретацию в живописи и в балетном спектакле. К трактовке ее личности и судьбы обращались выдающиеся мастера из разных сфер искусства (М. Врубель, М. Фокин, И. Рубинштейн и др.).
Древнеегипетская статуэтка кошки
Современное украшение в египетском стиле от Марка Лорена
В мае 1912 г. было открыто здание Пушкинского музея на Волхонке, построенного по проекту архитектора М. Клейна. Парадный вход и зал для египетской коллекции оформлен им в соответствующем стиле. В 1913-1914 году архитектором А. Чернышовым был перестроен в египетском стиле даже Красноярский краеведческий музей.
1917 год принес с собой новые виды искусства и новые формы, среди которых, как и в эпоху Французской революции, оказались не забыты обелиск и пирамида. Но это уже совсем другая история, мы же вернемся к нашим котам… к тем самым котам, которые в древности были посланцами богов и до сих пор помнят об этом!
Лесли Энн Айвори, Великобритания. Египетский кот. Конец 20 в.
ПродолженIе будетъ!
Нажми, чтобы прочитать!

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *