мнимое кормление

В полусветовых М. с. светящимися делают только основные узловые элементы, а прочие части, как и на мимических М. с., выполняются красками пли накладками.

Выбор того или иного типа М. с. зависит эт структуры системы управления и характера производственных процессов, от функциональной схемы, назначения и степени автоматизации объекта управления. Нередко М. с. сочетают с измерительными приборами и устройствами, что улучшает условия наблюдения за объектом и повышает информативность М. с.

Лит.: Венда В. Ф., Средства отображения информации, М., 1969.

Мнемоническая схема на пульте управления тепловой электростанции.

Мнемосина

Мнемоси’на, Мнемозин, а в древнегреческой мифологии богиня из поколения титанов , мать муз, родившихся от её связи с Зевсом. Олицетворяла память. Иносказательно М. — память.

Мнемотехника

Мнемоте’хника (от греч. mnēmē — память и téchnē — искусство, мастерство), в цирке и на эстраде номера, построенные на искусстве запоминания; специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание («отгадывание» различных чисел, названий предметов, номеров денежных купюр и др.). Номера М. исполняются обычно двумя артистами, один из которых (находясь среди зрителей) задаёт вопросы, а другой «отгадывает». В основе М. — различные системы шифра (т. н. ключа), скрытого в формулировках вопросов, интонациях голоса, темпе разговора, иногда в музыкальном сопровождении. Приёмы М. были известны уже в древности, использовались преимущественно жрецами. Как зрелище номер утвердился первоначально на эстраде (в театрах варьете) во 2-й половине 19 в., позже стал исполняться в цирках. Номер подавался как «чтение мыслей на расстоянии», исполнители называют «ясновидящими». В сов. цирке номера М. ставятся в занимательной, лёгкой, часто шутливой форме. Среди известных исполнителей М.: Жанна Дюкло, Арраго (Р. С. Левитин), Г. и Р. Греголи, Н. Страйт, Инза Сун и Г. Д. Агаронов (Агароновы).

Лит.: Гетманский М., Математические аттракционы, , 1928; Лурия A. Р., Маленькая книжка о большой памяти, М., 1968.

Ю. А. Дмитриев.

Мнесикл

Мнеси’кл (Mnēsiklēs), древнегреческий архитектор 2-й половины 5 в. до н. э., представитель стиля высокой классики . Участвовал в сооружении ансамбля афинского Акрополя , построив монументальные входные ворота — Пропилеи (437—432 до н. э.; в которых два наружных дорических портика (один обращен к городу, другой — к Акрополю) расположены на разных уровнях и связаны внутренней ионической колоннадой. В северном крыле Пропилеи находилась пинакотека .

Лит.: Роговин Н. Е., Пропилеи Акрополя в Афинах, М., 1940; Вundgаard J. A., Mnesicles, Kbh.,1957.

Мнимая беременность

Мни’мая бере’менность, ложная беременность, состояние организма женщины, симулирующее беременность (прекращение менструаций, напряжение молочных желёз, тошнота, ощущение движений плода и т. д.). Результат самовнушения и одно из свидетельств влияния психики на состояние различных органов. В большинстве случаев наблюдается у женщин, страдающих бесплодием. Отличают от истинной беременности с помощью акушерского исследования и специальных биологических реакций, которые при М. б. отрицательны.

Мнимая единица

Мни’мая едини’ца, число i , квадрат которого равен отрицательной единице; таким образом,

Мнимая сделка

Мни’мая сде’лка, см. в ст. Сделка .

Мнимая часть

Мни’мая часть комплексного числа z = х + iy , множитель у при мнимой единицеi ; М. ч. обозначается Im z .

Мнимое изображение

Мни’мое изображе’ние предмета (воспринимается глазом как предмет) образуется пересечениями геометрических продолжений световых лучей, прошедших через оптическую систему, в направлениях, обратных действительному ходу этих лучей. Подробнее см. Изображение оптическое .

Мнимое кормление

Мни’мое кормле’ние, предложенный И. П. Павловым (1890) метод исследования роли центральной нервной системы (ЦНС) в регуляции желудочной секреции, а также других вопросов нейрофизиологии (например, уровня глюкозы в крови, состояния пищевых депо, распределения воды в организме в условиях, когда поглощаемая пища или вода не поступает в желудочно-кишечный тракт). М. к., как и мнимое питье, заключается в поглощении пищи (или жидкости) оперированным животным с перерезанным пищеводом, концы которого выведены наружу на шее и приживлены в коже (такая хроническая операция называется эзофаготомией). Опыт обычно ставят на собаке, которой предварительно накладывают фистулу желудка (см. рис. ). Через несколько минут после начала М. к. начинает выделяться желудочный сок , секреция которого не прекращается 2—3 часа, даже при кратковременном М. к. (если же продолжать М. к. несколько часов, то от собаки можно получить до 1 л чистого, т. е. не смешанного с пищей, сока, используемого для лечебных целей). Как показал И. П. Павлов с сотрудниками, после двусторонней перерезки блуждающих нервов, по которым импульсы из ЦНС поступают к желудку, сокоотделение при М. к. отсутствует. Это подтверждает рефлекторный характер первой фазы сокоотделения, в ходе которой выделяется примерно 1 /4 нормального количества желудочного сока (т. н. запальный сок). См. также Желудок , Пищеварение .

Лит.: Павлов И. П., Полн. собр. соч., т. 5, М. — Л., 1952.

О. М. Бенюмов.

Опыт мнимого кормления (схема).

Мнимые числа

Мни’мые чи’сла, числа вида х + iy , где

х и у — действительные числа и у ¹ 0, т. е. комплексные числа , не являющиеся действительными; М. ч. вида iy называются чисто мнимыми (иногда только их называют М. ч.). Термин «М. ч.» возник, когда эти числа уже вошли в употребление, однако реальный смысл их ещё не был раскрыт.

Мнишек Марина

Мни’шек (Mniszech) Марина (около1588 — 1614), политическая авантюристка, дочь польск. воеводы Ежи (Юрия) Мнишека, одного из организаторов интервенции против России в начале 17 в. Брак М. с самозванцем Лжедмитрием I давал возможность польско-литовским магнатам и католическому духовенству контролировать своего ставленника; в мае 1606 М. короновалась в Москве. За отказ от царского титула (после гибели Лжедмитрия I) отпущена на родину (июль 1608), но оказалась в Тушине, где признала Лжедмитрия II «спасшимся» мужем. После его смерти (декабрь 1610) М. нашла покровителя в лице атамана И. М. Заруцкого , который пытался поддержать кандидатуру её сына Ивана (родившегося в январе 1611) на русский престол. Вместе с Заруцким и сыном М. бежала в Астрахань, а затем (в мае 1614) на р. Яик (Урал), где они были выданы казаками русскому правительству. Заруцкий и сын М. были казнены в Москве, а М. умерла в заточении.

Многоатомные спирты

Многоа’томные спирты’,спирты жирного ряда с несколькими группами — ОН в молекуле; так же, как и другие многоатомные соединения, содержащие в молекуле более одной функциональной группировки, подразделяются на двухатомные (гликоли ), трёхатомные (глицерины ), четырёхатомные (тетриты), пятиатомные (пентиты), шестиатомные (гекситы ) и т. д. Из спиртов, содержащих не менее четырёх групп — ОН, наибольшее значение имеют пентаэритрит С(СН2 ОН)4 и генетически связанные с моносахаридами пентиты (например, ксилит , адонит, арабит) и гекситы (маннит, сорбит, дульцит и др.). М. с. — бесцветные кристаллические вещества сладкого вкуса, легко растворимые в воде; многие из них синтезируются растениями; для каждого спирта известно большое число стереоизомеров. М. с. обладают всеми свойствами одноатомных спиртов (они легко, например, этерифицируются и окисляются). Нитраты М. с. обладают взрывчатыми свойствами. М. с. в промышленности получают обычно восстановлением соответствующих альдоз и кетоз; применяют в производстве полимеров (пентаэритрит, ксилит), взрывчатых веществ, используют в качестве заменителей сахара для больных диабетом (сорбит, ксилит), в косметической и фармацевтической промышленности (как увлажнители, а эфиры М. с. — как эмульгаторы).

Про собаку Павлова знают все. Если бы у советской науки был герб — там была бы изображена она. Однако не одна, а с маленькими, налысо стриженными детьми. Перебираем скелеты в шкафу самого известного русского физиолога: сказ о том, как Павлов опыты над беспризорниками ставил.

Почему Павлов остался в России

Советским ученым приходилось несладко — особенно в период после революции. При Сталине были расстреляны десятки академиков, профессоров, лучших специалистов. Вот можно посмотреть на расстрельный список, в котором 41 человек — из этих людей можно сформировать профессорский состав передового университета. В такой социально-политической обстановке, казалось бы, нужно сидеть тише воды и ниже травы, но… как ни странно, Иван Павлов чувствовал себя очень комфортно.

Обладая взрывным, подвижным, непримиримым характером, Павлов часто критиковал власть, но ему все сходило с рук. Кроме того, ученый не заботился о материальных благах: будучи человеком науки, он не требовал роскоши. Еще в 1904 году, когда учёный получил Нобелевскую премию, ему стали поступать многочисленные предложения из разных стран: переезжайте к нам, Иван Петрович, мы вам и лабораторию поставим, и все условия создадим. Имея возможность спокойно уехать в уютную Швецию, Павлов предпочел домику с видом на озеро грязную съемную квартирку в Ленинграде. Что-то он не выглядит как умнейший человек своего времени, усмехнешься ты, но у академика были на то веские причины.

Пытливый гений физиолога в то время добрался до человеческого мозга — Павлов мечтал исследовать физиологию людей и механизмы рефлексов. Однако для этого нужна была не собака и не кролик, а, собственно, человек. Европейцы во все времена скептически относились к опытам над людьми, вопросы этики и морали для них тут стояли выше интересов медицины (давай вспомним историю о том, как в 17 веке врачам приходилось воровать из больниц трупы, чтобы исследовать патологии). Шведские моралофаги ни за что бы не разрешили ему резать людей — даже во имя науки. Но в России 1930-х ситуация складывалась иначе: то ли представители власти мыслили прогрессивнее зарубежных коллег, то ли им просто было не до вопросов этики, не суть важно. Павлов, пожертвовав собственным комфортом и благосостоянием, решил остаться здесь и воспользоваться шансом пролить свет на тайны наших черепных коробок. Власти страны Советов, выслушав творческий замысел ученого, ответили: не вопрос, братан, — и проблема обеспечения «материалом для исследования» решилась сама собой. Революция, война и голодомор оставили на улицах множество беспризорных детей.

«Возьмите меня в лабораторию есть клюкву»

Если покопаться в интернете, можно найти шокирующие описания того, как Павлов экспериментировал в лаборатории над детьми. Впечатлительные авторы живописуют опыты в красках — складывается впечатление, что читаешь не про Павлова, а про Йозефа Менгеле. Кроме того, есть даже видео, на котором запечатлен процесс эксперимента: сперва в кадре мы видим бритого ребенка неопределенного пола со странной штуковиной, торчащей из щеки. Ребенка кормят с ложки, вид у него не очень-то счастливый. Мрачноватая картинка, но дальше еще хлеще. Малышу лет шести крепят какой-то странный прибор на голову, укладывают на кушетку, на руку нацепляют браслет, ко рту пододвигают жуткого вида трубку. Некий «гениальный» монтажер наложил на видео тревожную музыку. Создается такой саспенс, что кажется: мальчика убьет током сию секунду…

Однако стоит пояснить: на деле происходит эксперимент с выработкой условного рефлекса. Браслет приводится в движение экспериментатором и начинает пульсировать. Ребенок реагирует на прикосновение (кожный раздражитель) и открывает рот в тот момент, когда из кормушки сыплются сладкие бисквиты.
Противоречивая история получается: тут, с одной стороны, членовредительство с протыканием щек, а с другой — кормежка бисквитами. Давай разбираться.

«Детьми Павлова» становились сироты в возрасте от 6 до 16 лет. Личные данные подопытных не называются — в книгах малыши даже подписаны инициалами или неполными именами. Какие эксперименты ставил над ними Павлов? Его целью было изучение высшей нервной деятельности человека, а главной задачей — выяснить, как работают условные рефлексы.

Для начала про тот самый эксперимент, который вызвал столько шума: со слюноприемником. Как и в варианте с животными, этот опыт требовал хирургирования. Слюнной канал, который расположен внутри щеки, выводился наружу и закреплялся на поверхности кожи, к нему крепилась воронка для сбора слюнной жидкости. Из-за этого на щеке, разумеется, впоследствии оставался шрам. Да и сама операция, и процедура эксперимента были болезненными и неприятными. Но такую операцию проделывали далеко не над каждым ребенком. В основном это были куда более этичные эксперименты — они описаны в книге Николая Красногорского «Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных».

Та самая странная, жутковатая конструкция на голове у мальчика из видео — это не орудие пытки, а считыватель колебаний, который записывал количество сглатываний. Если не вдаваться в научные тонкости, то все выглядело предельно просто: детей или просто кормили, или кормили, слегка почесывая кисточкой (ничего особенного — это тоже кожный раздражитель), кормили с завязанными глазами, кормили со звуком звонка — и все сложные процессы, происходящие в этот момент в организме, фиксировали и изучали (если интересны подробности, вот книга Красногорского). Дети, которые в столь юном возрасте видели вещи и пострашнее слюноприемника, были вполне не против поесть шоколада, бисквитов и клюквы, которые использовались для экспериментов. Красногорский пишет: «Опыты с пищевыми рефлексами в большинстве случаев весьма популярны среди детей. Врачам часто приходится слышать: возьмите меня в лабораторию есть клюкву и т. д.»

Самое главное, что описано упомянутой книге, — зачем все эти эксперименты проводились и что благодаря им было открыто. Позицию группы исследователей — и это забывают упомянуть авторы всех статей, в которых пишут про зверства «кровавых ученых», — Красногорский выразил так:

Изучая условнорефлекторные реакции у больных, мы стремились вскрыть биологическую природу и происхождение болезненных состояний и тем способствовать естественно-научному пониманию их внешних проявлений и открытию практических способов помощи, которые могли бы облегчить и улучшить состояние больного.

Павловым были изучены расстройства пищевого поведения, задержка речевого развития, физиологические нарушения сна, нарушения работы опорно-двигательного аппарата и многие другие патологии. И не просто описаны и исследованы — были предложены методы их лечения. Работы Павлова без преувеличения расширили горизонты мировой и отечественной медицины.

И тут, конечно, вопрос открытый: стоило ли то, что несколько детей прожили со шрамами на щеках всю жизнь, того, что тысячи других детей были избавлены от страданий, которые приносили им тяжелые болезни? Делай выводы сам, как говорится.

Выражение «собака Павлова» известно широко, но разгадать его значение могут не все. Оно напрямую связано с деятельностью великого академика, поэтому для полного понимая сути словосочетания необходимо ознакомиться с некоторыми моментами из его биографии. Итак, собака Павлова — что это и когда уместно использовать фразу?

Чем занимался Павлов

Имя Ивана Петровича Павлова широко известно не только в России, но и среди зарубежных просвещенных умов. Даты жизни 26 сентября 1849 – 27 февраля 1936. Это ученый, который посвятил свою жизнь науке, преимущественно физиологии, и провел множество различных исследований на эту тему. Между тем, известность доктору Павлову принесли его опыты над животными и весомый вклад в развитие рефлексологии.

Так выглядит собака Павлова в доме-музее знаменитого ученого

К сведению! Большую часть своей карьеры ученого он занимался изучением поведенческих реакций, пытался понять, по каким принципам действует организм и можно ли на них повлиять.

Наибольшего успеха академик добился в работе над физиологией пищеварения, которая стала шагом вперед для мировой науки, а автору исследования принесла Нобелевскую премию в начале XX века. На протяжении 10 лет Павлов путем экспериментов пытался воспроизвести одну из сложных операций на организме — получение фистулы желудочно-кишечного тракта. Для этого Павлов проводил опыты над собаками, изменяя работу их внутренних органов, сшивая между собой ткани, вставляя специальные трубки. Чтобы добиться успеха, в жертву науке было принесены сотни животных.

Достигнув цели, Иван Петрович выступил в Мадриде с рефератом, в котором подробно изложил результаты своих исследований. На достижениях ученого заново создавалась такая наука, как физиология, пересматривались ее принципы.

Суть экспериментов и опытов

Павлову принадлежит инновационный для тех времен метод сбора чистого желудочного сока из организма. Для этого ученому пришлось сшивать отдельные участки кожи и слизистой. Сок собирался при помощи металлических трубок, которые вставлялись в органы ЖКТ и плотно закрывались пробками. В результате эксперимента академик научился получать вещество на любом из участков пищеварительного тракта.

Обратите внимание! Эксперименты Павлова позволили контролировать выход желудочного сока и предотвратить его выбросы в большом количестве, что могло бы провоцировать разрушение брюшной стенки и кишечника.

Также доктор известен опытами, которые вошли в науку под названием «мнимое кормление». Суть эксперимента заключается в следующем: собачке операционным путем перерезают пищевод, тем самым предотвращая его связь с другими органами ЖКТ. Это способствовало тому, что еда не проникала в желудок, а сок для ее переваривания продолжал вырабатываться.

Благодаря проведенным российским ученым опытам физиология, несмотря на свое многовековое существование, фактически была изобретена заново и именно Павлов стал отцом этой науки.

Мнимое кормление — один из опытов академика Павлова

Что такое безусловные рефлексы

Этот термин обязан своим появлением исследованиям Ивана Петровича. Он посвятил изучению высшей нервной деятельности организмов более 30 лет своей жизни. Сформированные академиком принципы составили основу науки о поведении.

Безусловным рефлексом принято называть реакцию особи на различные раздражители, которая заложена на генетическом уровне. Это значит, что человек или животное с рождения обучен определенному поведению, которое контролируется нервной системой и не зависит от чьего-либо желания. К примерам того, как проявляется безусловный рефлекс можно отнести отдергивание руки от чрезмерно нагретых предметов (кипящего чайника, плиты).

Значимость подобных реакций для организма очевидна — они способствуют защите особи, предупреждают ее о том, какие факторы могут принести серьезный вред и даже привести к гибели. «Фишка» безусловных рефлексов и их основное отличие от условных заключается в том, что они передаются по наследству. Они сохраняются на всю жизнь и особь не нужно обучать каждый раз заново.

Обратите внимание! Безусловные рефлексы являются жизненно необходимыми и наблюдаются у всех представителей класса млекопитающие.

Наличие врожденных стереотипных реакций было доказано Павловым при сборе желудочного сока. Он проследил взаимосвязь между выдачей пищи животному и выделением вещества, которое помогает ее переварить. Наличие такой же реакции у человека и многих других особей говорит о том, что исследования академика переносные, подходят для различных организмов.

Развитие классической теории обусловливания

С именем знаменитого русского физиолога связан также метод, позволяющий обучить человека или животное определенным образом реагировать на ранее нейтральный предмет или явление. Он получил название классического обусловливания. С его помощью Павлов и его собаки доказали существование условных рефлексов, которые можно выработать путем многократного повторения действия при одних и тех же условиях.

К сведению! Обусловливание происходит при помощи подкрепления — положительного или отрицательного.

Сутью эксперимента доктора было выработать реакцию животного на свет. Он был проведен в 1900-х годах и проходил следующим образом:

  • Взята собака, до этого нейтрально реагировавшая на освещение. При этом у нее присутствовал безусловный рефлекс — выделение слюны при виде еды.
  • Миска была помещена в окошко. В нем также находилась лампочка. Когда загорался свет, псу насыпали мясной порошок, который вызывал бурную реакцию.
  • Действия повторялись несколько раз в той же последовательности.
  • В определенный момент лампочка зажглась, но еду не выдали. Несмотря на это, у собаки наблюдалось выделение слюны.

Павлов доказал наличие условных рефлексов путем эксперимента с лампой

Обратите внимание! Обусловливание активно используется в дрессировке животных. Эффект от этого метода также проявлялся и во время экспериментов с людьми.

Роль экспериментов

Результаты опытов академика стали опорой для множества дальнейших исследований и открытий в области физиологии. Павлов, знаменитый ученый, биолог и его собаки внесли большой вклад в мировую науку.

Среди наиболее значимых достижений доктора выделяют следующие:

  • сумел выявить и доказать существование закономерности в реакциях клеток желез на раздражение;
  • выявил роль нервной системы организма в процессе регулирования работы пищевых желез, которые он изучал;
  • доказал эффективность эксперимента в науке, способствовал его развитию, создавая новые направления;
  • сформировал основу для развития рефлексологии, выявил существование рефлексов и впервые ввел этот термин;
  • описания экспериментов с животными стало фундаментом для развития теории обусловливания;
  • стал создателем физиологии высшей нервной деятельности и в целом физиологической школы.

При этом опыты с собаками до сих пор рассматриваются неоднозначно. Хотя Иван Петрович на самом деле молодец, что добился высот в изучении физиологии, стоит понимать, сколько животных было принесено в жертву науке. Сотни собак погибли, многие были серьезно искалечены. Но не стоит считать академика жестоким человеком. Он с сочувствием относился к своим подопытным и признавался, что ему тяжело проводить эксперимент, если он означает гибель животного.

Обратите внимание! Искалеченным собакам ученый стремился обеспечить достойный уровень жизни и ее максимальную продолжительность.

Что означает выражение «собака Павлова»

Фраза «собака Павлова» — что это такое? Подобное словосочетание напрямую связано с экспериментальным изучением ученым пищеварительных желез и работы нервной системы. Зная его историю, можно догадаться о смысле данного выражения, которое значит «чрезмерно дрессированное животное». Когда о человеке говорят, как о собаке Павлова, подразумевают, что он выработал у себя такую стойкую привычку или реакцию, от которой практически невозможно избавиться.

В Санкт-Петербурге установлен памятник собаке Павлова

В основу этой часто шутливой фразы лег опыт академика, его попытка выработать условный рефлекс у животного. Павлов, собака которого ранее спокойно реагировала на разные раздражители (свет, звон, шум), выдрессировал ее так, что у нее определенные условия ассоциировались с едой. В итоге организм животного вырабатывал слюну даже тогда, когда пищи рядом не было.

Иногда можно услышать словосочетание «синдром собаки Павлова». Оно применимо к «выдрессированному» человеку, у которого на каждое явление выработана четкая ответная реакция. Данный синдром приписывают людям, сумевшим довести все до автоматизма, даже не задумываясь о своих действиях.

Академик Павлов — значимая фигура в мире биологии, которая известна в том числе за рубежом. В основу знаменитой фразы, связанной с его фамилией, легли эксперименты ученого, в результате которых у собаки был выработан условный рефлекс.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *